Графическая фасилитация

Метод визуальных шаблонов

Группа работает с огоньком в глазах, каждый участник стремится сделать свой кусок задачи ярко, быстро, в голове каждый держит фокус на конечной общей цели и четко понимает, какой вклад он лично сделал в результат. Сама работа длится столько, сколько мы запланировали, и приводит к нужному результату.

Такая сцена — вечная идеальная мечта любого руководителя и тренера, а то, насколько удается к ней приблизиться — показатель профессионализма организатора и ведущего встречи, бизнес-события.

Каждый, кто работает с группой для достижения определенных результатов, имеет как удачные, так и менее удачные опыты такой работы. Если мы часто работаем с группой или регулярно организуем и проводим групповые мероприятия, мы задумываемся о том, почему результат одних встреч соответствует планируемому, или даже превосходит его, а других — еле дотягивает до «проходного минимума». Результативные втречи отличаются хорошей динамикой, отличным темпом, а настроение участников и удовлетворенность работой воодушевляет всех на новые «подвиги».

Как же достигается выдающийся результат групповой работы?

Один путь хорошо известен — это путь «ЗВЕЗДЫ». Ведущий или тренер своей харизмой и авторитетом в данной области, экспертностью и глубиной знаний поражает, вовлекает и вдохновляет. Знакомая ситуация, не правда ли? Но какие есть эффекты у такого пути?

Для группы, компании — такой подход, может быть чуть утрированно, подобен ситуации «утро и энергетик». Нам надо привести себя в тонус — мы покупаем и пьем энергетик и вот мы в тонусе, у нас высокая работоспособность и мы выдаем результат. Через какое-то время батарейка снова садится и у нас падает производительность, и мы снова платим за энергетик…. Через какое то время становится понятно, что системно вопрос не решается и на организме такое употребление сказывается не лучшим образом, и мы осознаем, что стали зависимы, а наша эффективность и стремление к результату и в итоге результат зависят от внешнего воздействия. Да и сколько можно за него платить?! «Давай те без него покажем результат!» — но как это сделать без него — уже никто и не помнит.

А что значит для тренера, руководителя быть «звездой», супер героем? Есть такое понятие — выгорать на работе, оно как никогда лучше подходит к данному примеру. Если я постоянно использую свою харизму на 150%, если работаю на повышенном эмоциональном уровне, то через некоторое время мне требуется профилактика или в серьезных случаях лечение. К сожалению, в среде топ-менеджеров и тренеров такая ситуация — не редкость.

Какая же есть альтернатива?

На первый взгляд задача с набором взаимоисключающих «хотелок»:

  • Группа в высоком темпе за заданный период приходит к желаемому решению, изменению.
  • Участники группы находятся в высоко производительном состоянии.
  • Каждый участник мотивирован на выполнение принятого в итоге решения — «хочу это сделать, так измениться».
  • Ведущий, тренер, руководитель уверен в достижении результата, сам находится в высоком тонусе, выглядит гармонично и эффективен и на всем протяжении события и, что важно, после него. Отсутствует эффект выгорания.
  • Все участники и руководитель, тренер получают удовольствие от работы и результата.

Эта альтернатива — применение Фасилитации. Ведущий, руководитель, тренер создают среду для эффективной работы и направляют группу к результату, избегая экспертной позиции, и вовлекая всех к активному участию.

Вот некоторые секреты:

  • Эта технология позволяет ведущему, руководителю, тренеру прийти к нужному результату с группой за отведенное время. За счет проделывания основной работы ДО события. Ведущий тщательно планирует маршрут события, этапность подзадач, формат промежуточных результатов.
  • Использование совокупности нескольких инструментов включает на полную мощность Эмоциональный интеллект ВСЕЙ группы и каждый участник вовлечен, работает с высокой отдачей, проявляя свой потенциал.
  • Методика так построена, что позволяет избежать «заваливания» в ненужные экспертные ДИСПУТЫ и исключает влияние экспертной позиции на МНЕНИЕ других участников.
  • Каждый участник видит свою часть работы в общем результате и полностью идентифицирует свое желание с результатом. Таким образом, мы получаем МОТИВИРОВАННЫХ на изменения коллег.
  • Таким образом, есть и УДОВЛЕТВОРЕНИЕ результатом и процессом при «нормальном» уровне потребления энергии ведущего.

Опишу один из методов фасилитации — «Графическая фасилитация — метод визуальных шаблонов».
Цель данного метода заключается в вовлечении группы в процесс выработки решения или обучения посредством последовательно предложенных и заполняемых визуальных шаблонов. Метод эффективно удерживает фокус внимания группы на конечном и промежуточных результатах на протяжении сессии и после нее.

Как работает данный метод при подготовке и проведения бизнес события или обучения?
Перед нами стоит некая цель. Например, выработать какое-либо решение или добиться изменения в поведении сотрудников.

Какие шаги мы проходим при подготовке события:

  • Осознаем саму цель и ее составляющие. Какой формат результата нас устроит — обязательно необходимо согласовать с заказчиком, руководством.
  • Выстраиваем маршрут сессии, начиная с последнего формата результата, ретроспективно, выделяем необходимые промежуточные результаты.
  • Разбиваем маршрут на смысловые блоки и составляем шаблон для работы по каждому участку (подбираем метафоры).
  • Визуализируем каждый из получившихся шаблонов. Планируем необходимые подзадачи для наполнения каждого шаблона. Делаем fine tuning .
  • Продумываем и планируем использование вспомогательных инструментов, активизирующих эмоциональный интеллект.

На самой сессии по ходу обсуждения:

  • Используя различные инструменты, пробуждаем эмоциональный интеллект участников.
  • Направляем группу по маршруту. Последовательно заполняем заготовленные шаблоны. Вносим ключевые результаты в финальный шаблон.
  • Получаем результат сессии. Используем его в операционной деятельности.

Использование данного метода позволяет получить все вышеперечисленные преимущества фасилитации — вовлеченность, целеустремленность, избежать излишней экспертности, получить результат за отведенное время, мотивированность на изменения.

А исключительным преимуществом «Метода визуальных шаблонов» является простота и наглядность промежуточных и конечного результата встречи. Участники на протяжении всей встречи работают на один результат и понимают, какие шаги пройдены и какие еще необходимо сделать. Достигается высокий уровень внимания и понимания, а образы и метафоры помогают пробуждать творчество участников и «якорить» полученные результаты.

Можно привести примеры визуальных шаблонов: шаблон Сессия стратегического планирования, шаблон Старт проекта, шаблон Ретроспектива проекта, шаблон Анализ конкурентных преимуществ, «Пять решительных шагов» и другие.

Визуальные шаблоны можно широко использовать, их интересно и эффективно применять в операционной деятельности при подведении итогов периода или на этапе планирования, в стратегическом планировании на этапах анализа ситуации, формирования образа желаемого будущего, принятии стратегических направлений и решений, выработке плана действий, при проведении конференций и цикловых совещаний. Шаблоны также хороши и для индивидуальной работы с подчиненным или при проведении коуч-сессий.

Использованию данного метода мы обучаем на курсе Мастер фасилитации, который состоит из трех уровней и позволяет освоить Методологию фасилитации, метод шаблонов, изучить и применять в своем репертуаре руководителя и тренера разнообразные инструменты построения работы с группой. Для компаний и фасилитаторов мы предлагаем как готовые шаблоны, так и разработку шаблонов под конкретные задачи.

А руководителей, фасилитаторов и тренеров, которые хотят освоить навык создания визуальных шаблонов, приглашаем на мастер-класс «Графическая фасилитация: метод визуальных шаблонов».

Мы желаем Вам ярких и Результативных событий!

Александр Дудоров, мастер фасилитации.

« Вернуться